Тайсон Филлис, Тайсон Роберт"Психоаналитические теории развития"

Принимая за данность, что запрограммировать человека на самоуничтожение может только его собственная психика, мы встаем перед необходимостью найти психологическую причину этой фатальной деструкции. По сути все верно, только недостаточно глубоко. Сама же суть процесса может быть осмыслена и понята с позиции теории объектных отношений Мелани Кляйн. С ее точки зрения, у грудных детей особенное восприятие самих себя и мира, в силу которого окружающие новорожденных объекты и они сами не ощущаются целостными, а внутреннее не отделено от внешнего. Таким образом, мир ребенка дробится на парциальные объекты: Это преходящий этап развития и со временем у детей формируется способность интегрировать парциальные объекты в целостный образ и отделять себя от окружающего мира. Или любимый, жизненно необходимый объект освобождается от негатива и враждебности, идеализируется, возносится на недосягаемую высоту. И направленная на обожаемое существо агрессия разворачивается на его плохие части, размещенные внутри себя, превращается в аутоагрессию. Это способ обеспечить безопасность и самому любимому объекту, и отношениям с ним.

Как покончить со страхом потери любимого человека и вернуть гармонию?

Зачем что-либо делать, раз все равно умрем? А что делать, если любовь всей моей жизни также не бессмертна? Я останусь одна, ой горе мне… Подобные негативные помыслы превращают дни в катастрофу. Проживание одни и тех же переживаний, но с разными картинками, провоцирует неврозы и другие психологические расстройства. Наука рассказывает о том, что у истоков психологии страха всегда лежала боязнь смерти.

Нас пугает неизвестность и неизведанность.

Тревога потери предмета своей любви (особенно - любви зависимой) вызывает одного человека от другого и страх потери предмета своей зависимости. объекта отношений также теряются, уходят и его „товарные свойства“.

Объект появляется еще у Фрейда, когда он описывает его как средство для удовлетворения инстинктов. Он говорит об объектных отношениях прежде всего в связи с проявлением влечений и не отделяет одно от другого. Кроме того, внимание Фрейда было приковано прежде всего к Эдипову комплексу и поэтому он признает, что природа доэдиповых объектных отношении осталась для него малопонятной К настоящему времени был достигнут некоторый прогресс в понимании раннего развития объектных отношений.

Чтобы уменьшить путаницу, возникшую в современных теориях, мы коротко рассмотрим в этой главе развитие идей тех авторов, которые внесли наибольший вклад в понимание объектных отношений, и тех, которые предложили наиболее удачную и систематизированную теорию развития объектных отношений. Этот обзор явится фундаментом для последующих двух глав, в которых мы опишем пути развития объектных отношений и субъективного восприятия собственного"Я".

Ранее, в году, он заявил, что опыт вознаграждения и фрустрации со стороны объекта прочно запоминается . Интересуясь, в первую очередь, развитием теории влечении, он сосредоточил свое внимание на примерах вознаграждения и фрустрации при возникновении аффективной травмы разрядка влечения , а также на топографической модели, в которой объект является средством для поиска и нахождения удовлетворения. В начале жизни объект воспринимается в связи с либидным удовлетворением: В своем"Проекте научной психологии" Фрейд писал: Фрейд полагал, что объект является вторичным по отношению к влечению, но само влечение опредмечивается после восприятия объекта, который"может изменяться, в отличие от инстинкта, и изначально не связан с ним, но оказывается закрепленным только после того, как"объект становится пригодным для удовлетворения влечения".

Более того, он считал, что объект"не обязательно является чем-то посторонним для субъекта:

Москва Страх — это душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Тем не менее совсем не просто понятийно пояснить, что же такое страх в своей сути. Как и во всех душевных явлениях, трудность состоит в том, что эти феномены нельзя понять пятью органами чувств. Душевные явления нельзя сделать доступными для этих органов чувств и с помощью тех или иных приборов например, микроскопа, рентгеновского аппарата, радара, компьютера и т.

Хотя мы и располагаем для установления душевных феноменов известными переживаемыми качествами, а именно, эмоциями.

И источник страха (объект), и сам страх существуют в сознании . что не только «потеря сознания» и болезнь эта штука любовь, но и.

Тревожность и страх в классическом психоанализе Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая — и в научном, и в клиническом плане — была впервые 51 поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда , , , 1. Прежде всего, необходимо отметить, что взгляды Фрейда в отношении тревожности и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от С.

Близость взглядов Кьеркегора и Фрейда на понимание сути бытия человека, значение бессознательного неоднократно подчеркивалась историками науки [см. Для нас наиболее интересно, как эта близость проявляется в понимании тревоги и страха. И Фрейд, и Кьеркегор признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную, знаемую опасность, в то время как тревожность — на опасность, не определяемую и не известную.

Фрейд придавал тревожности, может быть, наиболее ярко выражено в его лекции г.: Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, З. Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривая и уточняя свою концепцию главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. До сих пор практически ни одно исследование по тревожности, выходящее на Западе, не обходится без прямой или косвенной ссылки на эту книгу.

Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности — переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками: Фрейд считал, что возможно существование и бессознательной тревожности, однако затем он пришел к выводу, что тревожность — состояние, которое переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения обращаться с опасностью с помощью борьбы или бегства.

Что мы знаем о страхе? Часть 1

Рассматривая теорию объектных отношений, процессы сепарации и индивидуации мы помним, что первый месяц — это тревога выживания, гомеостаза, как привыкнуть к миру. Ребёнок должен привыкать и адаптироваться к окружающей среде, с её шумом, холодом, ситуациями, когда его вовремя не кормят и т. Второй месяц жизни — месяц вступления в диадные отношения, и несколько месяцев ребёнок с мамой находятся в симбиотическом слиянии.

Причинно-следственные связи страха смерти неоднозначны. мнению, является не страхом потери объекта, а реальным архаическим страхом, Отвращение к смерти можно рассматривать как составную часть любви к жизни.

У Фрейда имеются не две, как многие привыкли считать, а три теории тревоги. Согласно первой теории, тревога является прямым следствием трансформации неудовлетворенного либидо. Вторая теория утверждает, что тревога, не только у детей, но и у взрослых, возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу сепарации или потерю объекта в году Фрейд напрямую связал приступы тревоги у детей с переживанием отсутствия любимого человека: В году Фрейд выдвинул третью теорию тревоги, высказав идею о том, что тревога возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу своей целостности описав это так: Подробнее я хочу остановиться на второй теории.

Фрейд отмечал, что в отличие от нормальной скорби, которая проживается преимущественно на сознательном уровне, патологическая скорбь развивается бессознательно. Меланхолия сопровождается самообвинениями, которые могут достигать даже уровня бредового ожидания наказания. Так Фрейд открыл ключ к механизму меланхолии. Это обращение упреков в свою сторону происходит потому, что утраченный объект, ответственный за разочарование, устанавливается заново в Эго, разделенном надвое, одна часть содержит фантазию об утраченном объекте, а другая становится критической силой: Так садистические тенденции в отношении объекта обращаются против самого субъекта.

Но садизм, обращенный против самого субъекта, в то же время бессознательно продолжает направляться значимому лицу из непосредственного окружения: Это утверждение наполнено бессознательной ненавистью к любимому объекту. Обращение садизма против себя объясняет, почему меланхолики совершают суициды. Идея расщепления Эго как специфический защитный механизм против утраты объекта , впоследствии была дополнена отрицанием реальности, свойственным психозам позже Фрейд ввел идею о частичном отрицании реальности, поражающем только часть Эго — согласующуюся с психотической частью, - в то время как другая часть Эго сохраняет свои связи с реальностью.

Рак на приеме у психоаналитика - или пациент со смертью внутри

Она зависит от природного темперамента, а также опыта, который нам довелось за свою жизнь пережить. Как с ним можно справиться, сгладив или нейтрализовав? Вполне естественно, что чем больше значения нечто для нас имеет, чем ценнее оно для нас, тем меньше мы желаем с этим расстаться. Состояние спокойной расслабленности является при таком раскладе возможным и более того — естественным.

Почему же мы говорим о страхе, откуда он вообще берется?

страх потери объекта,; страх потери любви объекта,; страх потери части себя или страх перед своей телесностью, его называют также страхом.

Психодинамика внутренних отношений Ее мышление очень отличает ее от тех, кто признает открытия психоанализа, не принимая их в то же время всерьез. Эрнест Джонс В данном разделе мы подробно остановимся на вкладе Мелани Кляйн в психоаналитическую теорию объектных отношений. В истории психоанализа Кляйн принадлежит особое место. Во-первых, именно ей психоаналитики обязаны обращением к теме отношений, которой ей удалось придать уникальное, собственно психодинамическое звучание.

В концепциях внутренних объектов, бессознательных фантазий, параноидно-шизоидной и депрессивной позиций, и т. Кляйнианский психоанализ не разделил участи индивидуальной и аналитической психологии, структурного психоанализа и неофрейдизма. Долгое время он оставался излюбленной темой для критики со стороны доминирующей в Северной Америке эго-психологии, однако сегодня мы являемся свидетелями медленного, но неуклонного проникновения идей Кляйн во все существующие психоаналитические подходы.

В данном случае история психоанализа демонстрирует нам значительно большую продуктивность относительной лояльности в сравнении с сектантской непримиримостью. Обогащающее влияние английской школы объектных отношений ощутимо сегодня далеко за пределами Британии, как, впрочем, и за пределами самой школы М. Тем более важным кажется нам возвращение к истокам рассматриваемого учения. Мелани Кляйн родилась в Вене в году. Несмотря на то, что долгие годы Кляйн жила в одном городе с Зигмундом Фрейдом, ее первая встреча с психоанализом состоялась только в гг.

Здесь Кляйн посоветовали обратиться за консультацией к Шандору Ференци, который и стал ее первым психоаналитиком. В это время она находилась в подавленном состоянии в связи с недавней смертью матери и рождением третьего ребенка.

ГЛАВА 5. ОБЗОР ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Жан-Мишель Кинодо - Приручение одиночества. Сепарационная тревога в психоанализе Тревога, как реакция Эго на опасность потери объекта Центральное положение новой теории тревоги Фрейда основано на разграничении"травматической ситуации", которая затопляет Эго, и"опасной ситуации", которую Эго может предвидеть и запустить сигнал опасности, что делает человека способным отразить эту опасность ; Приложение В: Непосредственной причиной автоматически возникающей тревоги является травматическая ситуация, которая сама по себе предполагает биологическую и психологическую беспомощность незрелого Эго, не способного справляться с растущим напряжением, будь оно внешнего или внутреннего происхождения.

Они начинают вырабатывать гормоны страсти и страха. При виде объекта любви благодаря адреналину, учащается сердцебиение, . семью печатями, которую надо найти, пройдя долгий путь терпения и потерь.

О теории вины и тревоги Мои представления о сути таких явлений, как тревога и вина складывались постепенно в течение многих лет. На мой взгляд, не лишним будет более подробно остановиться на некоторых этапах развития этой теории. Размышляя над происхождением тревоги, Фрейд прежде всего выдвигал предположение о том, что тревога возникает вследствие непосредственной трансформации либидо. Свой взгляд на эту проблему он формулирует так: Эго преуспевает в их торможении или отклонении от первоначального направления.

В связи с наиболее фундаментальной тревогой, переживаемой девочками, Фрейд описывает инфантильный страх потери любви, используя понятия, которые в какой-то мере вполне применимы к младенцам обоих полов. На основании этих схожих отрывков можно сделать следующие выводы, к которым я обязательно вернусь позднее: В отношении вины Фрейд придерживается мнения, что ее источники лежат в Эдиповой ситуации, а вина возникает как ее продолжение.

Жан-Мишель Кинодо - Приручение одиночества. Сепарационная тревога в психоанализе

Терапия, основанная на этой теории, направлена на возвращение в сознание события или связанной с ним вытесненной идеи вместе с сопутствующим чувством; это возвращение несет с собой разрядку катарсис чувства и исчезновение симптомов. В топографической теории, развивавшейся в течение примерно 25 лет, Фрейд по-прежнему связывал между собой аффект, энергию и мотивацию, хотя и более сложным образом. Он определил инстинктивное влечение как психическую репрезентацию биологической силы; из этого следует, что провоцирующее событие должно быть скорее внутреннего, чем внешнего характера.

Влечение подразумевает постоянно присутствующее мотивирующее напряжение а, стр. Связь идей и чувств поныне остается центральным положением психоаналитической теории аффектов ,

Но я никак не могла сосредоточиться, вышла только на страх потерять ребенка. Когда у меня есть этот страх, я проявляю свою любовь к ребенку.

Статья из книги"Энциклопедия глубинной психологии" Т. Значение этого открытия, являющегося не гипотезой, а результатом систематических наблюдений, становится понятным, если вспомнить, что до Фрейда"сознательное" и"психическое" являлись синонимами , , Сознание считалось основной системой регуляции, которая, будучи не до конца развитой в детстве, достигает зрелости в юношеском возрасте и затем становится основой всех психических переживаний.

Наряду с этой формальной организацией существует жизнь чувств, обладающая собственными законами и руководствующаяся принципами потребностей и страстей. Открытие Фрейда привело к полному перевороту в прежних категориях мышления И тем самым породило в людях глубокое сомнение в себе. Фрейд сумел показать, что основу всех душевных событий составляет бессознательное. Этим была поставлена под вопрос сила разума и сознания.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. АФФЕКТ

Любовь и страх потери Страх потери возникает при разлучении ребёнка с матерью. И первый момент, когда он появляется, — это момент перерезания пуповины, то есть физического разделения нового существа и той, что дала жизнь и кормила. И страх потери усугубляется и усиливается, если ребёнку уделяют мало внимания, ласки и заботы В дальнейшем это приводит к поиску того, чего не получил, — внимания, заботы, удовольствий и всего, что это приносит во внешнем мире.

Но, к сожалению, насыщения не происходит — и человек находится в вечном поиске и поглощении, при этом испытывая страх, что это закончится.

Иными словами, объект любви становится для любящего монопольным .. и не будет страха ее потери, тогда она потеряет свою привлекательность.

Конечный результат будет зависеть от природы отношений к утраченному объекту, а также от форм интернализации или других ранее использовавшихся механизмов и от того, насколько успешным было их использование. С момента выхода работы Фрейда"Траур и меланхолия" траур и депрессия считаются двумя главными альтернативами человеческого способа справиться с потерей значимых объектов. Другими предложенными и описанными в качестве главных альтернативами были отрицание потери или ее значения с идеализацией утраченного объекта или без таковой, быстрая замена его новым объектом, патологическая печаль по"связанным" с ним объектам или идеям , , развитие соматического или психосоматического заболевания, а также пристрастие к алкоголю, наркотикам или перееданию.

Согласно общепринятому мнению, чем в большей степени инфантильно, зависимо и амбивалентно отношение субъекта к утраченному объекту, тем больше вероятность того, что вместо более или менее нормального процесса траура его реакцией на потерю будет одна или сразу несколько патологических альтернатив. Моя цель в данном исследовании - внимательное рассмотрение способов обращения взрослой личности с утратой объекта под новым углом зрения, благодаря чему, я надеюсь, можно будет вынести на обсуждение некоторые новые аспекты для более глубокого понимания этого процесса.

В частности, я подробно рассмотрю, что подразумевается под традиционной концепцией работы горя и из каких различных составляющих процессов эта работа горя, по всей видимости, состоит. Интернализация Концепция интернализации как непременного проводника психического развития, а также ее последовательные уровни и формы, подробно рассматривались в предыдущих главах. Несмотря на то, что формирование недифференцированных представлений ребенка с объективной точки зрения является результатом удовлетворительных взаимоотношений между ним и первым опекающим его лицом, внешнее и внутреннее Собственное Я и объект должны быть дифференцированны в мире переживаний ребенка, прежде чем интернализация станет возможной в качестве субъективного переживания.

Как было сказано выше, эмпирическая дихотомия между Собственным Я и объектом, будучи основой и предпосылкой для субъективного существования человека, поддерживая, защищая и улучшая переживания Собственного Я, рассматривается здесь как центральная мотивация для всего последующего психического развития. Поскольку дифференцированное переживание Собственного Я с самого начала зависит от параллельного существования представляемого объекта, сущностно необходимая мотивация сохранности Собственного Я не может поддерживаться отдельно от сохранности объекта.

Таким образом, процессы интернализации мотивируются и проявляются в качестве защиты Собственным Я своего существования посредством все более продвинутых способов обеспечения доступности объекта в мире переживаний индивида.

Как преодолеть страх потерять любимого человека

Вперед По Фрейду, первой опасной ситуацией является рождение, которое кардинальным образом меняет состояние новорожденного и становится прототипом тревожной ситуации р. Воспринимается только опасность беспомощности, и тревога, возникающая в ответ на эту опасность, приводит к напряжению мышц и крику, призывающему мать. Таким образом, первая разновидность тревоги, описанная Фрейдом, соответствует страху уничтожения, а никак не страху сепарации. Тем не менее, Фрейд не связывает беспомощность новорожденного с инстинктом смерти.

Важно подчеркнуть опасность уничтожения и угрозу поглощения Эго, поскольку наиболее регрессивные психотические реакции на сепарацию возникают потому, что, возможно, страх сепарации эквивалентен страху уничтожения. Фрейд считал, что только на более поздних стадиях развития, когда младенец способен воспринимать свою мать как объект, он перестает испытывать ощущение опасности, связанной с беспомощностью, и начинает испытывать страх сепарации и потери объекта.

Эмоциональная зависимость – это потеря личной автономии, либо чувства любви (эротомания), так что объект чувства не уникален. .. Этот же страх и заставлял ее подрезать голубю крылья, поэтому это.

Тревожные состояния, по МКБ, это различные сочетания соматических и психических признаков тревоги при отсутствии реальной опасности, проявляющиеся приступообразно или постоянно. С психоаналитической точки зрения, тревожное состояние - аффект или эмоциональное состояние, характеризующееся неприятным чувством ожидания или ощущением надвигающейся угрозы. Общими для всех тревожных состояний являются учащенное сердцебиение и дыхание, тремор, потливость, диарея и мышечное напряжение.

Психологически тревога воспринимается как всеохватывающее переживание бессилия перед лицом нависающей угрозы, диффузной и неизвестной. Чувство тревоги может сопровождаться или подменяться телесными ощущениями. Тревога, отражая бессознательную опасность, отличается от страха, являющегося ответной реакцией на осознаваемую и реальную внешнюю опасность. Поскольку невротические симптомы рассматриваются как избегание неприятных переживаний, связанных с тревогой, это понятие имеет центральное значение для всего психоанализа.

Первоначально Фрейд предположил, что функция тревоги состоит в том, чтобы сигнализировать Я об опасности, что запрещенные побуждения стремятся прорваться в сознание. В своей второй теории тревоги в году Фрейд рассматривал тревогу с позиции Я, определяя ее как специфический ответ на индивидуально значимую угрозу, фактически - как страх какой-либо потери. При страхе угроза вытекает из распознаваемой внешней опасности, в то время как при невротической тревоге опасность исходит изнутри.

Фрейд описал типичные ситуации угрозы , имеющие место в развитии ребенка и формирующие тревожность склонность индивида переносить тревогу. Первая из них - страх потери объекта, опекуна обычно матери , от которого ребенок наиболее зависим. Позже, когда начинает восприниматься либидинозная ценность объекта все более отчетливой становится страх потери любви объекта. Еще позже на первое место выходит страх телесного повреждения кастрации.

Как освободиться от страха потерять близких